«Педиатр своей жизнью настроен на помощь больному ребёнку»
Светлана Ивановна в медицине больше полувека. Она окончила Ленинградский педиатрический медицинский институт, три года проработала по распределению в поликлинике, затем в стационаре, а 9 лет назад пришла в хоспис. Тогда в России никто толком не знал, что такое паллиативная медицина. Первые приказы на государственном уровне, регламентирующие оказание помощи людям с неизлечимыми заболеваниями, появились только в 2016 году.
«В хосписе работать очень непросто. Здесь могут работать только те, кто принял сам факт оказания паллиативной помощи. Обычно врач настроен на излечение, а в паллиативной помощи этой мотивации нет. Но есть другая мотивация: максимально помочь жить в таком состоянии. Это сложная задача, надо уметь принимать ситуацию, сопереживать и сочувствовать пациенту и его семье. Не слезами, а действием: вниманием, заботой, душевным теплом. Для меня существует только больной ребенок, которому нужно помочь. Педиатр своей жизнью настроен на это».
«Ребенок не должен чувствовать боли...»
Сейчас под опекой госучреждения находится более 350 человек, 325 из них – дети. Большинство семей на дому курирует выездная патронажная служба. Под наблюдением медиков находится 60 детей, подключенных к аппарату искусственной вентиляции легких. По словам Светланы Минченко, еще 25 лет назад в это никто не мог бы поверить. Маленького пациента забирают из больницы, маму обучают пользоваться оборудованием, при этом ребёнок находится в родных стенах.
Самые сложные подопечные лежат в стационаре на улице Бабушкина. Сюда принимают детей с трехмесячного возраста с различными диагнозами: онкология, поражение нервной системы, генетические заболевания. Год назад открылся Хоспис для молодых взрослых в Пушкине. Стационар появился с целью сохранения преемственности, чтобы передавать выросших пациентов, как говорит Светлана Ивановна, в такие же теплые и внимательные руки:
«Наша задача -помочь человеку жить в том состоянии, в котором он оказывается: научить есть, дышать, облегчить страдания не только самому пациенту, но и его семье. Самый главный принцип в паллиативной медицине- ребенок не должен чувствовать боли и мучиться».
«Мы - конечная стадия»
Светлана Ивановна давно мечтает поставить памятник матери ребёнка-инвалида. Она считает, что эти женщины - герои. Они забывают о себе и всю жизнь посвящают ребёнку. Поэтому, уверена медик, так важно помогать не только пациенту, но и его семье:
«Вот представьте: ребенок рос здоровым, благополучным, все было хорошо. Вдруг как гром среди ясного неба - онкология. И родители борются всеми силами, но наступает момент, когда врачи разводят руками и говорят, что больше ничего сделать не могут. И этот ребенок поступает к нам. И весь негатив, который накопился за время лечения к системе здравоохранения, достается нам. Мы - конечная стадия. Но мамы онкологических детей нам часто, почти всегда говорят спасибо. Это дорого стоит. Она теряет ребенка, он умирает, мы стоим рядом, а она скажет спасибо. Значит, мы все правильно сделали!»
«Мне очень повезло в жизни»
Работа в хосписе часто дарит и положительные эмоции. По словам главмеда, есть много примеров, когда официальная медицина не давала пациенту никаких шансов на жизнь, но мрачные прогнозы не оправдались.
«Вот сейчас у нас есть девочка Марианка. Она поступила в критическом состоянии. Сейчас она ходит, бегает, пытается говорить. Еще один ребенок поступал в таком тяжелом состоянии, что я стояла над ним и думала, сможем ли мы справиться? Он вообще не мог без кислорода. Сейчас он бегает у нас по коридору, дышит на аппарате только ночью».
На вопрос, испытывает ли Светлана Ивановна гордость за получение государственной награды, она удивленно поднимает глаза и искренне удивляется:
«Гордость за саму себя? Ну что Вы! У меня гордость за то, что есть такое учреждение, прекрасный коллектив и я счастлива, что столько лет мне довелось работать с этими людьми. Если нет интереса и любви к профессии, человек никогда не будет счастлив. Мне очень повезло в жизни: я люблю свою профессию, мне нравится работать. А когда вокруг люди, который понимают и поддерживают твои идеи, для руководителя большего счастья и не надо».