Об истории первого в России детского хосписа будущим медикам рассказала руководитель СПб ГАУЗ «Хоспис (детский и взрослый)» Ирина Кушнарёва, которая вместе с отцом Александром (протоиерей Александр Ткаченко) стояла у истоков его становления.
Стационар в парке Куракина дача распахнул двери 1 июня 2010 году. Сейчас под крылом учреждения находится более 300 пациентов с неизлечимыми заболеваниями. Большинство из них курирует выездная служба, самые сложные подопечные живут в стационарах вместе с мамами:
«У нас живут дети, семьи которых каждый год отчитывают время в обратную сторону. Но у нас нет жалоб. Родители уходят от нас с чувством, что всё сделали для своего ребёнка»
По словам генерального директора госучреждения, при открытии детского хосписа сотрудники не думали, что многие пациенты доживут до 18 лет. Но когда подопечные достигли совершеннолетия, стало ясно, что взрослая система здравоохранения для них не подходит. В палатах обычных хосписов не предусмотрены места для родственников. Год назад в Пушкине открылся хоспис для молодых взрослых. И уже сейчас очевидно, что эта идея себя полностью оправдала:
«В отличии от взрослых пациентов хосписов, наши подопечные в большинстве своём никогда не жили самостоятельно, у них нет такого опыта. Только мама знает, что ребенок да-нет сигнализирует большим пальцем, вращая его вправо-влево, или глазами показывает. Наш ребёнок никогда не оставался без мамы, и врач не может разговаривать с ним напрямую, а только через маму. То есть с нашими взрослыми пациентами врачи продолжают работать как педиатры»
Тему хосписа для молодежи в разговоре со студентами продолжила главный специалист по медицинским вопросам Светлана Минченко:
«Вот ему исполнилось 18 лет, и что поменялось? Ни диагноз, ни состояние и мамочка возле него та же, только она теперь не мамочка, а опекун. Юридически поменялось, а физически нет».
Студентам показали пост интенсивной терапии. Здесь лежат дети, требующие круглосуточного наблюдения, которые по разным причинам оказались без родителей. Светлана Ивановна обращает внимание будущих медиков, что ни у одного ребенка нет ни опрелостей, ни пролежней. И в этом заслуга младшего медицинского персонала. По словам главмеда, паллиативный пациент требует внимания в десятки раз больше, чем обычный пациент.
Эстафету экскурсовода перенимает главная медицинская сестра Марина Строгалёва. На вопрос студентов, кто может работать в хосписе, она отвечает, что в стационаре остаются только те, кто способен принять и выдержать чужую боль:
«Мама переживает огромные стресс из-за болезни ребенка. Ведь семья ждала здорового малыша. Или что-то случается. Был случай у нас, когда девочка в школе перенесла клиническую смерть. Тут нужен индивидуальный подход и понимание особенностей каждой семьи. Такое бывает, так случилось и с этим семье надо жить. Важно об этом помнить».
Большую поддержку подопечным хосписа оказывают психологи. Они сопровождают родных до последнего момента. Медицинский психолог Наталья Юдина показала студентам храм на втором этаже здания и комнату для прощания. Здесь приглушенный свет, свечи, на полках родители оставляют любимые игрушки ушедших детей, поделки, которые они мастерили своими руками. Такая атмосфера утешает в тяжелые минуты скорби.
Наталья Юдина напомнила студентам, что после окончания учёбы они тоже будут относиться к людям так называемых «помогающих» профессий, основная проблема которых эмоциональное выгорание. Сотрудники хосписа об этом прекрасно знают и стараются не забывать о себе и находить возможности для маленьких радостей.
Знакомство с хосписом произвело на будущих медиков большое впечатление. По словам студентки медицинского техникума №2 Алены Сушовой, учреждение совсем не похоже на больницу, в нём даже нет характерного больничного запаха:
«Видно, что дети очень ухоженные. Несмотря на то, что они постоянно лежат, нет пролежней. Сами помещения светлые и очень располагают, персонал приветливый. Это очень отличается от той медицины, которой нас учат».
На прощание студентов пригласили стать волонтёрами хосписа или принять участие в новой программе «Наставничество», а после окончания учебы они могут прийти работать в хоспис. И среди участников встречи нашлось немало таких желающих.